Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нашей стране, особенно в последние годы, настойчиво осуществляется поиск оптимальной модели организации местного самоуправления. В связи с законодательными инновациями, передавшими право выбора модели местного самоуправления региональным властям, во второй половине 2010-х гг. в субъектах РФ произошел массовый переход к моделям, предусматривающих непрямые выборы глав местного самоуправления (депутатами из своего состава или депутатами из числа кандидатур, отобранных конкурсной комиссией).
Данной проблеме посвящено значительное количество научных публикаций. Назовем лишь некоторые из них: публикации Ю. П. Шабаева, Е. В. Петровой , В. И. Васильева , И. В. Упорова . В указанных и других работах главный упор делается на теоретические аспекты поднятой проблемы и явно недостаточно уделяется внимание ее практическим аспектам. Например, удалось ли за счет перехода на новые модели местного самоуправления создать эффективный механизм по отбору наиболее подготовленных и достойных руководителей, ориентированных на реализацию интересов муниципального образования и его жителей?
Местное самоуправление в Российской Федерации признано одной из основ конституционного строя в 1993 г., и с этого времени сталкивается с различными проблемами и задачами. Нормативная база, регулирующая основы местного самоуправления, неоднократно изменялась, подстраиваясь под решение политических, правовых, административных, экономических и социальных вопросов местного значения, количество которых за последние годы многократно возросло. Признавая демократическую природу муниципальной власти, законодатель устанавливает ее новые структурные формы. Данные нововведения направлены на развитие местного самоуправления и достижение ожидаемого повышения уровня благосостояния, развития и прогресса в муниципальных образованиях.
Так, для замещения должности главы муниципального образования предусмотрен конкурсный способ избрания, который направлен на профессионализацию муниципальной власти, аналогично существующему с 2005 г. назначению по конкурсу на должность главы местной администрации. Однако конкурсный подход к замещению должности руководителя местного исполнительно-распорядительного органа в лице главы муниципального образования либо главы местной администрации часто не находит поддержки как среди специалистов и практиков в сфере местного самоуправления, так и среди населения муниципальных образований.
Целью данной работы является рассмотрение основных моделей организации местного самоуправления.
Задачи:
- дать характеристику моделей организации местного самоуправления ;
- описать сущность и виды моделей организации местного самоуправления в РФ;
- рассмотреть современную ситуацию с применением моделей организации местного самоуправления в России;
- изучить внедрение новых моделей организации местного самоуправления на примере г. Ачинска Красноярского края;
- описать модели местного самоуправления в Алтайском крае.
Объект исследования – модели организации местного самоуправления. Предмет исследования – примеры моделей организации местного самоуправления в РФ.
Глава 1 Теоретические основы моделей организации местного самоуправления
1.1 Общая характеристика моделей организации местного самоуправления
Механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления несомненно остаются в зоне научного интереса. При этом от построения моделей взаимодействия органов власти разного уровня предопределяет эффективность государственного управления в целом. Таким образом, исследование зарубежного опыта взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в сравнительном контексте с российской практикой позволит определить пути совершенствования исследуемого механизма управления .
Общеизвестно, что именно модель местного самоуправления указывает на формы и способы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. При этом именно особенности децентрализации органов власти определяет механизмы их взаимодействия. Кроме того, осуществление некоторых государственных полномочий органами местного
самоуправления должно преследовать цель повышения эффективности их реализации.
В ХХ веке процесс развития местного самоуправления получил большое значение во многих странах мира, в том числе и в России. Принцип
самоуправления является одним из универсальных инструментов управления социумом. Уже в начале становления человеческого общества самоуправление соответствовало потребностям совместного существования людей. Очевидно, что различия в исторических путях развития способствовало появлению различных систем местного самоуправления, которые по-разному формируют органы местного самоуправления, наделяя их различными по объему и характеру полномочиями. Также различаются формы непосредственной и представительной демократии, характер взаимоотношений между муниципальными органами и органами государственной власти.
В науке представлены различные модели местного самоуправления: континентальная, англо-американская, и советская.
Англосаксонская модель зародилась в Англии и в настоящее время применяется в странах с общей системой права (Великобритания, США, Канада, Чехия, Словакия, Австралия, Новая Зеландия и др.) .
К характерным чертам англосаксонской модели относятся:
- отсутствие в местных сообществах представителей государственной (центральной) власти, работа которых сводится к наблюдению за деятельностью местных представительных органов.
- применяются косвенные методы контроля через центральные министерства и суд.
- наличие выборности некоторых должностных лиц органов местного самоуправления.
- участие органов местного самоуправления в осуществлении власти на национальном уровне невозможно.
Таким образом, для англосаксонской модели местного самоуправления характерна автономия муниципальных образований, данный институт находится в отрыве от системы государственной власти, отсутствует соподчиненность между разными уровнями власти, не предусмотрен представительный орган правительства, а также специально контролирующий орган, местные органы управления избираются.
Континентальная модель в настоящее время применяется в таких странах, как: Франция, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия и некоторых странах Ближнего Востока.
В основе данной модели лежит комплекс, включающий как прямое государственное управление полномочными представителями на местах, так и подчинение нижестоящих органов вышестоящим.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1) Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 N 4730-1 (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/ (дата обращения 20.12.2022)
2) ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ от 27 ноября 2014 года N 91-ЗС О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ// https://docs.cntd.ru/document/423862485 (дата обращения 20.12.2022)
3) ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ от 27 ноября 2014 года N 92-ЗС О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края// https://docs.cntd.ru/document/423862484 (дата обращения 20.12.2022)
4) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 20.12.2022)
5) Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114208/ (дата обращения 20.12.2022)
6) Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 11.06.2021) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/ (дата обращения 20.12.2022)
7) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 20.12.2022)
Статьи, учебники, монографии, аналитические материалы
8) Аналитические материалы по вопросу реализации в муниципальных образованиях Российской Федерации модели организации системы органов местного самоуправления, предусматривающей «сити-менеджера» (главу местной администрации, назначаемого по контракту) // Министерство юстиции РФ: офиц. сайт. – URL: http://www.gosman.ru/about?news=13290 (дата обращения: 20.12.2022).
9) Васильев В. И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права – 2015 – No 9. – С. 149–161.
10) Власенко Н.А. Проблема достаточности и агрессивности правового регулирования / Н.А. Власенко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД. – 2018. – No 1 (41). – С. 41–47.
11) Дайс Н. А. Особенности применения организационных моделей местного самоуправления//СИНЕРГИЯ НАУК. 2021. № 61. С. 34-39
12) Дайс Н. А. Организационные модели местного самоуправления//СИНЕРГИЯ НАУК. 2021. № 61. С. 28-33
13) Злотковский В. И. Средний город в период внедрения различных моделей организации местного самоуправления// Социально-экономический ландшафт региона: традиции и тенденции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов и практиков. Красноярск, 11 февраля 2021 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.А. Краус. –Электрон. дан. (2,5 Mb). –Красноярск: Сиб. федер ун-т, 2021. С. 54-60
14) Мункуева С. А., Дандарова Т. К. Анализ моделей и механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении полномочий на приграничных территориях//ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. 2022. № 2. С.12-14
15) Петрова Е. В. Вариативность избрания органов местного самоуправления в сибирских регионах // Вопросы государственного и муниципального управления – 2016 – No 2. – С. 30–48
16) Родионов Б. П., Родионов П. Г. Сравнительно-правовой анализ муниципальных моделей зарубежных стран// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СТУДЕНТОВ, УЧЕНЫХ, ПРАКТИКОВ. Сборник научных статей студентов, магистрантов, практиков, подготовленный по итогам Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. Ижевск, 2021. С. 740-748
17) Упоров И. В. Развитие института местного самоуправления в новейшей России: основные тенденции и проблемы несбывшихся надежд // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. – Т. 7, No 1. – С. 163–168.
18) Шастина А.Р. Муниципальные модели в контексте трансформации местного самоуправления// РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ. Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию Байкальского государственного университета. Иркутск, 2021. С. 224-227